logo

Kopiya Kopiya Kopiya SWScan00085 Kopiya SWScan00085

ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ ОТДЕЛЕНИЯ УШУ САНЬДА САРАТОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ УШУ

Ушу Саньда (Wushu Sanda)   - современный официальный контактный вид единоборства. Родина саньда - Китай.
Ушу-саньда как вид спорта родился на основе многовековых традиций китайских боевых искусств и за короткое время получил признание в более чем 70 странах мира, в том числе и в России.
 Китайское слово "саньда" означает в буквальном переводе "неканонизированные удары" или "свободные удары". Закрепилось также понятие, как саньшоу "свободные руки".
 История возникновения саньда уходит корнями в далекое прошлое Уже, в так называемый  период "Вёсен и Осеней" VI-III века до нашей эры (по названию летописи, в которой описывался этот исторический период) имеется  упоминание  о "сянбо" ("сян" - "взаимный", "друг другу"; "бо" - "драться"). В 1975 году во время раскопок на горе Фэнхуаньшань в могиле времен династии Цинь (221--206гг. до н.э.) был найден гребень, на изогнутой спинке которого было цветное изображение людей, ведущих схватку на помосте. Имеются изображения схваток на всех фресках Ханьского периода (династия Хань правила с 206 года до н.э. по 220 год нашей эры). В текстах VI-X веков имеется много упоминаний о схватках "шоубо" ("рукопашная схватка") и "цзюэли" ("соизмерение сил") или "цзюэди" ("схватка"). В схватках применялись как удары, так и борцовская техника, не было деления по весовым категориям,  защитная экипировка не применялась, использовались любые приемы, а победители получали ценные призы. Поединки происходили на квадратном помосте, что вообще стало характерной чертой публичных поединков в Китае во все последующие времена.
На  помостах  выясняли отношения представители различных школ боевых искусств. Бои проводились без всяких правил. Бойцы дрались не только кулаками, но и с применением различных видов традиционного китайского оружия (мечи, сабли, шесты, копья, алебарды, ножи, многозвенные цепи, кнуты и т.д.), а исход поединков зачастую имел летальный характер. 

   При династии Сун (960-1279 гг.) рукопашный бой был введен в качестве средства физического воспитания в армии, и в столичной канцелярии обороны государства был сооружен специальный помост для поединков, называемый "лэйтай" (таким термином стали обозначать, как сам помост, так и поединки на этом помосте).

   Династия Мин (1368-1944 гг.) вошла в историю как "золотой век ушу", и лэйтай в то время были очень популярны. Чтобы не было споров о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о жизни и смерти, без подписания такого документа никто к боям на помосте не допускался.

   В годы правления маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) поединки на помосте широко распространились в народе. Во время проведения какого-нибудь, даже деревенского праздника, или просто на  базаре,  сколачивался помост на открытом месте, и принимали вызовы от всех желающих. Никаких допусков, предварительной регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника поединка была вполне в порядке вещей, поэтому вызов принимали лишь очень уверенные в своем мастерстве люди. Широкое распространение поединков на помосте свидетельствует об огромной популярности и высоком уровне рукопашного боя того времени.

  В 1911 году после буржуазной революции в Китае боевые искусства стали обозначать термином "гошу" ("национальное искусство"), и  в 1928 году в Нанкине  был открыт Центральный институт гошу. Чтобы привлечь внимание, набрать квалифицированных преподавателей и завлечь студентов, в Нанкине были устроены поединки на помосте всекитайского масштаба. Перед этим долгое время специальные люди ездили по разным провинциям Китая и приглашали известных мастеров. Эти поединки были названы "гошу гокао" ("государственные испытания по гошу"). Продолжались они несколько дней. Бои проходили на прямоугольной площадке, разрешались любые приемы, кроме ударов в глаза, горло и пах. Требовалось победить в двух из трех раундов, однако раунды не были ограничены по времени.
  В 1933 году Центральный институт гошу провел вторые "гошу гокао". Было ясно, что смертельные поединки проводить нельзя, однако правила могли ограничить реалистичность боев. Было решено запретить "смертельные удары по точкам" (ибо удачное применение нежелательно, а эффективность имитации удостоверить невозможно), все остальное (вплоть до захватов за волосы) разрешалось. Помимо рукопашного боя, проводились отдельные состязания по китайской борьбе шуайцзяо, европейскому боксу, поединкам на длинном и коротком оружии. Участвовали представители большинства провинций и крупных городов Китая, в иных делегациях число представителей превышало сотню человек. Однако далеко не все были мастерами, и столь свободные правила поединков заставляли думать, прежде всего, о собственной безопасности, в результате чего в большинстве поединков участники не осмеливались атаковать, а только уклонялись. Газеты того времени оценили это так: "Соревнования по гошу достигли уровня петушиных боев". Чтобы увидеть истинный облик боевых искусств  в Чжэцзянском провинциальном институте гошу было проведено "Общее собрание неформального гошу". В нем приняло участие 545 человек, прошедших серьезный отбор и представлявших 12 провинций и 4 крупных города; из них 125 человек участвовало в поединках. Для участия в этих состязаниях была необходима рекомендация. Если после просмотра исполнения комплекса формальных упражнений возникали серьезные сомнения в соответствии рекомендации истинному уровню, то человека не допускали до участия в поединках. Бойцовский помост был высотой 1,3 метра, длиной 20 метров и шириной 18,6 метра. Правила поединков приходилось корректировать прямо по ходу боев. 
  На Втором "Всекитайском спортивном общем собрании" в Нанкине попытались провести поединки по-новому - в защитном снаряжении (использовались бейсбольные нагрудники и средства защиты ног из футбола), запрещались удары в голову и в пах, контроль времени по-прежнему отсутствовал. В результате схватки стали напоминать борьбу, некоторые бои шли больше часа. Теперь газеты того времени критически замечали: "Бои по гошу стали похожи на корриду". Стало ясно, что западный путь развития боевых искусств, то есть создание систем правил и организации соревнований, является тупиковым: стремление к безопасности участников снижает реалистичность боя, и приемы, эффективные в реальном бою, становятся бесполезными для победы в поединке по правилам.

  После установления в Китае правления коммунистической партии власти постарались вообще вытравить из памяти то, что ушу - это искусство боя.  Развивалась гимнастика - ушу, основанная на исполнении комплексов формальных упражнений, приемам саньда учили только некоторые старые мастера, рискуя (особенно в годы Великой культурной революции) попасть под пресс государственной машины.
  В 1979 году Госкомспорт КНР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу - поединки - саньшоу. В рекламных целях, чтобы сделать вид, что это возрождение старых традиций ушу, их часто называли саньда или лэйтай. Старых мастеров это возмутило: они прекрасно помнили, к чему привели попытки поединков по правилам в 1930-х годах. Однако выросло уже несколько поколений, которые не видели настоящего саньда, и они принимали официальную версию за чистую монету. В результате во многих странах, в том числе и в России, под "саньда" зачастую понимают именно официальный государственный "китайский кикбоксинг с бросками", а не абсолютно свободный бой, как это было в ушу всегда.
Чтобы покончить с суевериями и мистикой, для проверки и развития практического опыта атакующей и защитной техники ушу, обогащения внутреннего содержания комплексов, укрепления понимания атак и защит, втягивания широких масс молодежи в занятия ушу, подъема уровня гимнастики ушу, всестороннего преемствования и развития такого культурного достояния как ушу  Госкомспорт Китая постановляет разработать в трех центрах - Чжэцзянском провинциальном спорткомитете, Пекинском институте физкультуры и Уханьском институте физкультуры - спортивную форму соревнований по ушу, чтобы впоследствии распространить полученный опыт.

   После нескольких лет экспериментов с 1982 года начали проводиться всекитайские соревнования по ушу-саньшоу (спортивной форме единоборства в ушу). В 1988 году были проведены первые международные соревнования, и чтобы привлечь зарубежных участников, правила были изменены. Так впервые за всю историю поединков в Китае противники стали драться босиком.
 
Саньда отличается от других спортивных видов тем, что это единоборство с применением полного контакта, объединяет в себе бросковую и ударную технику, а также защитные действия. Разрешается использовать приемы и удары любой школы и любого стиля ушу, нельзя только бить в места, запрещенные правилами.  
      Спортсмены отделения ушу саньда Саратовской региональной Федерации ушу практикуют ушу-саньда в современном, спортивном его варианте. Бой проходит на квадратном помосте со стороной 8 метров, высотой 60 сантиметров. Поверхность помоста имеет мягкий настил. Вокруг помоста на ширину 2 метра разложено защитное покрытие толщиной 20-40 сантиметров. Никаких ограждений, канатов и т.п. нет. В поединке участвуют два спортсмена, бой происходит в полный контакт, на спортсменах одето защитное снаряжение (шлемы, жилеты, перчатки, защита на голень и пах).  Разрешены удары руками и ногами, а также броски, подножки, подсечки и другие технические действия, практикуемые различными стилями ушу. С целью безопасности запрещены серии ударов руками в голову и удары ногами в голову для отдельных  возрастных категорий. Чтобы стимулировать проведение бросков за счет техники, а не за счет силы, бросок не засчитывается, если он был проведен из захвата, длившегося более трех секунд. Победить можно нокаутом или по наибольшему количеству баллов. Запрещаются удары локтями и коленями, болевые и удушающие приемы, борьба в партере. На этапах подготовки спортсменов, а также в качестве самостоятельных боевых разделов используются: борьба сюйши, шуайцзяо и поединки с дозированным контактом цинда. 

  Но прежде, чем начать реально практиковать саньда и принимать участие в соревнованиях ученика ждет серьезная подготовка, в программу которой входят:  суставная разминка, растяжка, физические и силовые упражнения, упражнения для развития выносливости, реакции, скорости. Очень важный раздел подготовки - акробатика. Спортсмен должен научиться самостраховке, умению падать. Наработка техники происходит как индивидуально, так и на снарядах. Защитная техника, техника уходов и бросков, перемещения, техника ударов руками и ногами - это огромный пласт парной работы.  Большое внимание уделяется тактической подготовке бойцов, ведь саньда очень техничный вид спорта и одним напором и силой победить хорошего саньдаиста невозможно, что не раз доказывала практика соревнований. Занятия саньда служат целью научиться применять приемы самообороны в реальном бою, уметь правильно реагировать на неожиданно возникшую опасную ситуацию, когда противник неадекватен в своих действиях, когда нет заранее предписанных правил.

Kopiya preview

Саратовская региональная Федерация ушу

Адрес: г. Саратов, пр.Энтузиастов 56а СРОО "Федерация ушу",
Отделение ушу-саньда (СОДЮСШОР, Мирный пер. 3, район Крытого рынка, за Лицеем №37)

Телефон: 8 903 020 51 58 Назимов Владимир

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.