Ушу

Ушу́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь wǔshù) — состоит из двух иероглифов «у» и «шу», и традиционно переводится как «военное, боевое искусство».

Ушу — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи, гошу и т. п.

Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка» в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.

В русском языке сложилась традиция определять термином «кунг-фу» боевое искусство, а термином «у-шу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути это одно и тоже понятие.

Существуют сотни стилей ушу. Исторически сложились следующие попытки классификации:

○ Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, с упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как, на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.

○ Классификация по трём центрам возникновения (Шаолинь, Удан, Эмэй). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Но существует ряд стилей, не происходящих ни из одного из этих центров.

○ Классификация по долинам трёх рек (Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации "Цзинъу" (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Существуют стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает.

○ Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — группы «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). Есть стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.

○ Существует классификация, подразделяющая стили ушу на "внутренние" и "внешние". Утверждается, что внутренние стили базируются на искусстве управления внутренней энергией ци, а внешние основаны на жестких методах ведения боя, использовании силового атакующего воздействия на противника, то есть физической, мускульной силы. В то же время известно, что такие внутренние стили как синъицюань или чэнь тайцзицюань базируются на резких и мощных движениях, требующих жесткого выброса силы, а мастера внешнего стиля шаолиньцюань значительную часть своих тренировок посвящали совершенствованию способов регуляции ци в организме.

Подводя итог различным классификационным схемам китайских боевых искусств, можно прийти к выводу: ни одна из них в полной мере не отражает и не может отражать все разнообразие китайского ушу, но вместе с тем они дают понимание ушу, как целостного функционирующего организма в рамках китайской цивилизации. Ни одно направление не может рассматриваться в отрыве от общей, единой, многовековой линии развития, а выход любого из стилей за пределы Китая неизбежно тянул за собой шлейф духовных, нравственных и религиозно-философских традиций, постепенно адаптируемых к новой среде обитания.

Спортивное ушу

Ушу-таолу — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов. Судьями выставляются оценки за сложность техники, чёткость ее выполнения, артистизм и дух исполнения и т. п. В арсенале ушу - таолу такие технические элементы, как удары руками и ногами, броски, захваты, «рубящие» удары, уколы и т.п., выполняемые в соответствии с принципами нападения и защиты, наступления и отступления, «движения» и «покоя», ускорения и замедления движения, «жесткости» и «мягкости», «пустоты» и «наполненности». Движения ушу, объединенные в формализованные комплексы – таолу, подчиняются закономерностям поединка, зачастую с несколькими противниками, в конечном итоге, служат повышению физических возможностей, воспитанию воли, оттачиванию техники единоборств, улучшению координации движения и владения собственным телом.

Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).

В 50-х годах прошлого столетия в Китае был создан единый стиль и введена единая для него терминология и базовая техника. Так появилось спортивно – гимнастическое направление ушу Чанцюань «длинный кулак». Стиль был составлен из движений и связок родственных по общему техническому принципу и принципу зрелищности нескольких стилей ушу. Таким же путем шло создание современного спортивного направления Наньцюань «южный кулак», куда вошли ряд стилей южного направления ушу. Третью группу спортивно – гимнастического направления ушу составили стили группы Тайцзицюань, зарекомендовавшие себя как оздоровительное направление ушу.

На соревнованиях по спортивному ушу также демонстрируются стили традиционного ушу чуантун. На сегодня насчитывается порядка 180 официальных стилей ушу. Кроме того существует огромное количество ответвлений и направлений от основных школ.

Отдельный вид программы ушу – таолу – выполнение комплексов таолу с различными видами спортивного, традиционного и парного оружия (цисе). К спортивным видам оружия относятся шесть его основных единиц: посох (гунь), прямой меч (цзянь), изогнутый меч (дао), копье (цян), южный меч (наньдао), южная палка (наньгунь). Количество традиционного оружия настолько богато своим разнообразием, что при перечислении его возникнут значительные трудности. Здесь и всевозможные виды алебард, гибкого оружия, кистеней, булав, цепей и веревок, ножей, боевых вееров и т.п. Применяются также и предметы обихода, с которыми также исполняются комплексы таолу – скамейки, палочки для еды, пояса, женские заколки для волос и многое другое.

Следует заметить, что стили спортивного направления ушу являются той базой, без которой невозможно понять и изучить принципы восточных единоборств. В их основе заложены боевые элементы и техники, тренируется координация движений, прорабатываются и укрепляются связки и мышцы, воспитывается культура движений.

Существует лишь единственная и очень серьезная проблема современного ушу. Каждое из направлений (спортивное ушу-таолу, саньда, традиционные и прикладные стили, цигун) существуют совершенно независимо друг от друга. В итоге - многие спортсмены, выступающие в разделах таолу, не имеют ни малейшего представления о технике поединка, а спортсмены саньда совершенно не занимаются отработкой таолу. И те и другие не владеют ни техникой, ни тактикой ведения реального боя, не могут реабилитировать себя после тяжелых тренировок и травм, выполняя упражнения цигун. Попытки искусственно объединить эти направления не могут дать ни одной единой развернутой системы подготовки для достижения положительных результатов и воспитания Мастеров, владеющих истинным искусством ушу.

В Клубе изучается спортивное ушу – таолу – стили чанцюань и наньцюань с регламентируемыми видами оружия, а также ряд комплексов традиционного ушу: вин чун, мэйхуацюань, хучжаокуэн, традиционный наньцюань, хунгар, чацюань. Направление тайцзицюань представлено комплексами стилей ян и чэнь. Используются следующие виды традиционного оружия – нож, короткая палка и палка средней длины, веревка, парные «ножи-бабочки», боевой веер, посох (гунь).

ushu

Саратовская региональная Федерация ушу

Адрес: г. Саратов, пр.Энтузиастов 56а СРОО "Федерация ушу",
Отделение ушу-саньда (СОДЮСШОР, Мирный пер. 3, район Крытого рынка, за Лицеем №37)

Телефон: 8 903 020 51 58 Назимов Владимир

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.